В авиационной промышленности широко используются конструкционные агрегаты из различных алюминиевых сплавов, предварительно прошедших различные виды обработки давлением (штамповка, прокатка, протяжка и др.). На основе многочисленных сравнений результатов расчетов с использованием стандартных подходов с результатами натурных испытаний установлено, что применение прочностной части анализа конструкций и деталей из материалов, полученных таким способом, приводит к существенным систематическим ошибкам. Если анализ жесткостных характеристик агрегатов не составляет большого труда и имеет удовлетворительное сходство с экспериментами, то прочностные и тем более усталостные составляющие анализа оказалось невозможным определять с использованием современных и классических подходов моделирования. Таким образом, существенная часть конструктивных деталей лишена адаптации к современным способам проектирования. Это приводит либо к высокому количеству экспериментов, связанных с такими деталями, что, как следствие, ведет к существенному удорожанию проектирования, либо чрезмерно консервативным расчетам, что в свою очередь приводит к переутяжелению изготавливаемых изделий и снижает его конкурентную способность. Основной идеей работы является внедрение в математическую часть проектирования изделий, изготовленных из новых перспективных материалов, математических моделей с экспериментальной верификацией, а также разработка соответствующего математического аппарата для проведения расчетов элементов конструкций и агрегатов.
Основной проблемой с точки зрения построения модели материала для такого класса металлов является то, что данный материал в условиях пластичности проявляет зависимость свойств от вида нагружения (в частности, разные пределы текучести при сжатии, растяжении и других условиях нагружения). Кроме того, они обладают свойствами пластической анизотропии (разные пределы текучести в разных направлениях относительно направления проката).
Для использования математического аппарата, базирующегося на подходах механики сплошной среды, при работе с новыми материалами установлена взаимосвязь или соотношения между силовыми и деформационными характеристиками. Сформулированы определяющие соотношения для проведения расчетов напряженно-деформированного состояния элементов конструкций летательных аппаратов. Исследованы свойства разработанных определяющих соотношений и виды материальных функций, характеризующих анизотропию свойств и их зависимость от вида напряженного состояния, которое реализуется в элементах конструкций.
Основным показателем новизны данной работы является отсутствие каких-либо подобных вариантов теорий, встроенных в известные и широко применяемые программные комплексы прочностного анализа.